Искусство пения. Воспоминания.
Поглядел на календарь и увидел приближения самого удивительного дня в моей жизни, это 1 сентября. Этот день запомнился Великим Праздником, я поступил в Московскую Консерваторию по классу вокала к Народному Артисту России, солисту Большого Театра СССР Алексею Алексеевичу Большакову. Выдающийся певец, удивительно доброжелательный и чуткий человек. Необыкновенно проникающий голос в душу, когда слушаешь это Божественное пение! Очень интересная и простая постановка голоса, не требующая никаких заумных упражнений, выматывающих силы и мозги извлечения звуков. Среди китов- педагогов консерватории того времени,был не очень принят в сонм мэтров, из - за весьма простого бесхитростного нрава и также не отягченного преподавания вокала своим ученикам. В основе всех законов пения, был показ своим прекрасным голосом, как надо это петь, причём всех партий и теноровых и басовых.
Но, единственным и очень четким критерием, было извлечение звука собранного, не широкого, не крикливого, с высокой певческой формантой.
При этом всегда интересовался, чувствуешь ли ты " звон в голове?"
Вот этот " звон" и был основой понимания звукообразования.
Нет звона, нет пения! И никакие изощренные приёмы, исключительные музыкальные потуги и " химия", не могли поколебать знаменитого баритона.
К сожалению ушёл Алексей Алексеевич из жизни рано, не успев допеть, доучить в 1979 году, когда я был на втором курсе.
Но, до сих пор у меня перед глазами этот чуткий и верный педагог и я стараюсь не забывать его немногочисленные уроки и певческую школу.
Основные постулаты попробую изложить.
Хороший педагог, как опытный врач, прежде чем прописать лекарство, изучает болезнь, выслушивает жалобы и правильно ставит диагноз.
Основной диагноз всех начинающих певцов, в основном, это силовая практика пения. Кроме этого, наслушавшись записи знаменитых исполнителей либо сильно расширяют певческую позицию, либо, наоборот сужают.
Немного иронизируя и ласково улыбаясь, Алексей Алексеевич предлагал пропеть романс или только что пропетую арию на " би- би"
Чем вводил в замешательство исполнителей, возомнивших себя уже " тертых" вокалистов. И вот на этих " би-би", все и вставало на свои места, не все могли пробибикать, что сразу говорило о низкой позиции и неправильном звукообразовании. Тогда он просил поиграть простые упражнение из трёх нот, не сильно открывая рот, но с подачей звука в голову.
Вот тут происходили драматические события, не все могли уйти от любимого репертуара, большого, как нам казалось звука, к неприхотливым узким гласным "И,У". Впоследствие, читая умные книги маститых исполнителей, педагогов, с мировыми именами, среди этих высказываний, чередуемыми научными терминами, проглядывались простые и очень важные для певца две гласные: "И, У"! Не научившись их петь, можно дальше и не продолжать учёбу.
Но, надо отдать должное, это не просто, я бы подчеркнул, что совсем не просто! Ведь попадание в правильную позицию, это диафрагмальное дыхание, опущенная гортань,поднятое небо, и ещё близкий звук, правильная интонация.
Только опытный педагог, певец с многолетним стажем может услышать ваше " И,У" в той позиции в котором они и живут.
Большаков, это слышал!
Как и все Великие, вокальная кафедра, не всегда разделяло его понимание и любовь к правильному звуку и промежуточные показы " четверги", не обходились без упреков в адрес принципиального учителя.
На что у Алексея Алексеевича был заранее заготовлен ответ: " Пусть они пропоют на сцене Большого Театра главные партии до 65 лет, потом, поговорим, как правильно воспитывать молодых певцов"!
Как Вы правы дорогой Алексей Алексеевич! Простите нас неумелых, горячих, но искренне любящих!